Программа развития школы

 

 

Программа развития

МОУ СОШ №13 г. Кунгура

на 2007 – 2012годы

« Школа гражданского становления»

 

 

                                                                                                                                                               Директор МОУ СОШ № 13г.Кунгура Шихова Н.Г.

                                                                                                                                     

                                                                                                  

I. Паспорт программы развития школы.

Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по её реализации.

Нормативно-правовая база для разработки программы развития школы:

Закон РФ "Об образовании"; Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребёнка"; Конвенция о правах ребёнка; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Устав муниципального образовательного учреждения.

Сроки реализации с сентября 2007 года по сентябрь 2012 года.

Управление программой:

Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителем директора школы по научно-методической работе.

 

Цель Программы

создание модели гражданского образования в школе через реализацию комплексно-целевых программ, создание условий для нравственного, интеллектуального и физического развития детей и молодежи.

Основные задачи Программы

В целом программа ориентирована на решение первостепенных задач развития, обучения, воспитания:

 

Задачи развития:

1 Развитие индивидуальных способностей каждой личности.

2 Развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию.

3 Развитие коммуникативных и рефлексивных навыков.

Задачи обучения:

1. Усвоение     основ    наук  всеми  учащимися в соответствии с базовым компонентом на уровне государственных стандартов и выше.

2. Формирование   общеучебных   умений   и  навыков.

3. Подготовка   учащихся  к  продолжению образования в высшей школе, к творчеству в различных сферах деятельности.

4. Формирование       умений и  навыков       самообразования     и       научно - исследовательского труда.

Задачи воспитания:

1. Воспитание высоконравственной, культурной, духовно  богатой личности, глубоко уважающей историю, культуру, обычаи и традиции своего народа.

2. Формирование высокого уровня правовой и политической культуры.

3. Формирование готовности и умений вести здоровый образ жизни.

 

 

 

 

 Стратегические направления развития.        

            Анализ состояния образовательной политики школы позволяет определить стратегические направления, которые необходимо решить для выхода образовательной траектории развития на более высокий уровень качества образования:

1.      Обеспечение условий оптимального функционирования школы, как целостной социально – педагогической системы.

2.      Обеспечение благоприятных условий физического, интеллектуального, психологического, социального становления личности школьников, достижения ими уровня образованности, соответствующего ступени обучения, потенциальным возможностям учащихся с учетом их познавательных интересов и склонностей.

3.      Создание системы мониторинга отслеживания результатов успешности учащихся для выявления одаренных детей и создания программ индивидуальной образовательной траектории.

4.      Создание системы предпрофильной подготовки учащихся с учетом возможностей и потребностей участников образовательного процесса.

5.      Усовершенствование системы воспитательной работы, через реализацию воспитательных программ и укрепление традиций уклада школьной жизни.

6.      Обеспечение роста уровня профессиональной компетентности учителей, как условие реализации целей развития личности учащихся, совершенствования учебно – воспитательного процесса с приоритетом использования новейших технологий в образовательном процессе.

7.      Развитие системы дополнительного образование через расширение перечня образовательных услуг, в том числе платно.

 

II. Информационная справка о школе

2.1. Качественная характеристика

МОУ средняя общеобразовательная школа № 13 открыта в 1941 году. Учредитель школы Кунгурская городская Управа.

Школа расположена в пригороде г.Кунгура, вблизи воинской части. Имеет на своей территории хоккейный корт, школьный стадион, пришкольный участок, цветник.

Адрес школы: Пермский край, г.Кунгур, ул.Кирова, 33а

                        Телефоны: 3-44-53,  3-44-54

                         Е - mail:

Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 1472 от 24 июня 2004 года.

Здание школы - типовое. В школе имеются спортзал, библиотека, столовая, мастерские, медицинский кабинет. Техническое состояние школы - удовлетворительное.

Приём учащихся в 1-е классы осуществляется преимущественно из микрорайона школы, близлежащих деревень Кунгурского района: Новосёлы, Катино, Шарташи, Новая, посёлков Садоягодное, Дальний, Кирпичного завода.

В 2007-2008 учебном году в школе обучаются 336 учащихся в две смены.

Скомплектовано 13 классов традиционного обучения и 5 классов коррекционно-развивающего обучения.

Школа работает в режиме шестидневной учебной недели (2-11 классы), учащиеся 1-х классов по пятидневной учебной неделе..

Продолжительность урока 40 минут.

Вторая половина дня, суббота - индивидуальные консультации, работа коллективов дополнительного образования, факультативов, общешкольные творческие дела и дела классов.

В системе воспитательной работы четко определены приоритетные направления деятельности: интеллектуальное творчество, воспитание гражданственности, социализация личности, художественно-эстетическое развитие, формирование навыков здорового образа жизни, формирование культурно-этических навыков.

 

2.2. Характеристика педагогического коллектива

Всего педагогов - 30.

2.11. по уровню образования:

 

Категория специалистов

Высшее педагогическое

Среднее специальное

Учителя начальных классов

4

 

3

Учителя II и  III ступени обучения

18

 

4

 

2.12. по стажу работы:

 

1-4 года

5-10 лет

11-15 лет

16-20 лет

Свыше 20 лет

1

2

6

3

17

 

 

 

2.13. по квалификационным категориям:

 

Работники с высшей категорией

С I квалификационной категорией

С II квалификационной категорией

9

14

4

 

2.14. количество работников, имеющих отличия:

 

Отличник народного просвещения

Почётный работник общего образования

Почётная грамота Министерства образования

Благодар

ность губернатора

Лауреат премии президента России

Грамоты Департамента образова

ния

2

5

3

5

1

5

 

Кадрами обеспечены.

Очень важным обстоятельством является определение, каков же сегодня педагог, какими интеллектуальными и личностными качествами он обладает.

Готов ли решать проблемы, которые ставит перед ним новое время.

В школе сложилась устойчивая тенденция к повышению профессионального роста педагогов, о чём свидетельствуют результаты аттестации педагогических работников:

 

Показатели

2005-2006

2006-2007

2007-2008

 

высшая

первая

вторая

высшая

первая

вторая

высшая

первая

вторая

Подтвердили имеющуюся категорию

-

4

1

4

-

1

2

2

1

Повысили имеющуюся категорию

2

-

1

-

-

1

2

1

-

Всего на конец года

2

4

2

4

-

2

4

3

1

 

Анализ кадрового состава позволяет сделать вывод о том, что коллектив достаточно профессиональный, сложившийся, имеющий высокий потенциал, положительно влияющий на качество обучения и воспитания школьников.

В 2006 году школа успешно прошла аттестацию.

В школе работает методический совет школы и школьные методические объединения:

- учителей начальных классов;

- учителей естественных наук;

- учителей гуманитарного цикла;

- учителей математики;

- творческая группа учителей иностранного языка;

- творческая группа "Гармоничное развитие личности".

- временная творческая группа "Кадетство".

 

 

2.3. Материально - техническая база

 

Кол-во спортзалов, площадок, стадионов

Наличие столовой

Кол-во учебных кабинетов

Кол-во мастерских

Другие кабинеты

Спортивный зал 1

Спортивная площадка 1

Стадион  1

Посадочных мест 60

20

Комбинированная (столярная, слесарная)

Медицинский

Методический

Библиотека

Учительская

 

Столовая, спортивный зал нуждаются в капитальном ремонте, смене оборудования. Школа имеет компьютерный класс, оснащённый компьютерным оборудованием и подключенным к коммуникационному каналу сети Internet.

2.4. Финансовые ресурсы

Школа с 2006 года находится на финансовой самостоятельности.  Имеет свой расчётный счёт. Финансовые нужды образовательного учреждения  покрываются за счёт бюджетного финансирования.

2.5. Субъекты и источники социального заказа школы

Деятельность школы осуществляется с учётом ориентации на конкретный социально - профессиональный состав родителей учащихся школы. Большая  часть родителей работает в воинской части, в ИК - 18, ИК - 40, ИК - 30

Часть родителей работает в учреждениях Кунгура. Родители в основном имеют среднее специальное образование.

Большинство из них ограничивают своё сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют недостаточное представление о состоянии школьных дел. В социальном заказе родители ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в вузы, средние специальные заведения, подготовку к жизни в новых условиях.

На основании проведенных опросов среди родителей были выявлены критериальные оценки, которые формируют социальный заказ школы:

1. К содержанию образования:

- качественно новое содержание образования, предоставляющее возможность становления свободной и ответственной личности, способной к творческой  избирательности, жизненному  самоопределению.

2. К результатам образования:

- обеспечение получения среднего (полного) образования с углубленным изучением группы предметов, необходимых для продолжения обучения на следующих ступенях обучения;

- воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, высокой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.

3. К технологиям обучения и воспитания:

- технологии, опирающиеся на всестороннее развитие личности.

 

 

 

4. К работающим педагогам:

- необходимая и достаточная для участия в опытно-экспериментальной работе школы подготовка;

- образованность;

-  стремление к поддержке и развитию обучающихся;

- к конструктивному взаимодействию с их родителями, к удовлетворению запросов на получение современного среднего (полного) образования.

            Таким образом, мы можем говорить о социальном заказе на образовательную услугу конечной целью, которой является личность, способная строить жизнь, достойную человека.

            В нашем понимании достойный человек – это свободный, интеллектуальный, творческий, культурный, социально-активный, нравственно и физически развитый человек, стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно такая личность способна сделать выбор жизни, достойной Человека.

 

Одной из важнейших характеристик качества образования является соответствие запросам общества и государства в формировании готовности личности к различным видам деятельности, к своему профессиональному самоопределению. Социальный опрос, проведённый среди учащихся 8-11 классов, исследование мотивов выбора учащимися предметов для сдачи итоговой аттестации, диагностика профессиональных склонностей учащихся 8-9 классов, результаты итоговой аттестации за последние три года продемонстрировали, что в школе складываются условия для открытия кадетского (военно-спортивного) класса и введение оборонно - спортивного профиля.

 Одним из основных направлений деятельности является физкультурно-оздоровительная работа, гражданское образование и военно-патриотическое воспитание учащихся.

В связи с этим деятельность нашей школы направлена на  всестороннее развитие в каждом ученике его физических и духовных качеств, которые помогли бы ему максимально реализовать себя, соответствовать запросам современного общества.

 

III. Анализ внешних и внутренних факторов

Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством  РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задаёт новые требования к ступеням школьного образования в целом: четырёхлетнюю начальную школу, относительную завершённость общего образования в основной школе, возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы.

Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям жизни. Смена парадигмы образования на новые государственные стандарты требует от школы совершенствования, изменения от педагога – становление его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.

Нельзя оставить без внимания и демографический фактор. Анализ информации о состоянии численности учащихся на 2010-2014 показывает, что в этот период произойдёт незначительный рост количества учащихся.

Это предопределяет необходимость сохранения контингента учащихся, а значит, найти в школе ещё большую «привлекательность» для родителей, учащихся.

 

Учитывая особенности расположения школы и ее социальную микросреду, учителя понимают, что образовательное учреждение остается единственным центром культуры и знаний в микрорайоне. Практическая деятельность по приоритетным направлениям школы в связи с этим должна охватывать всех участников образовательного процесса и служить формированию гражданской компетентности в контексте реальных социальных условий жизни учащихся
 

IV. Концепция программы развития школы

    Pоссийские ученые и педагоги-практики предлагают различные модели гражданского образования, опираясь на отечественные традиции. Однако нам представляется, что, решая задачи государственной важности, нельзя игнорировать социокультурные особенности отдельно взятого города, района, а также уникальный опыт, который наработал педагогический коллектив той или иной школы.
Таким образом, реализация идей гражданского образования дает возможность:
-
 повышать уровень компетентности педагогов в сфере гражданского образования;
-
 привлекать родителей учащихся для гражданского воспитания учащихся;
-
 создать условия для освоения учениками роли гражданина, овладения навыками гражданского поведения.
Когда все эти идеи объединятся в одну, то ученики станут компетентными в гражданском отношении людьми.

Миссия школы состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия развития для всех детей.

Таким образом, мы считаем, что школа в современном обществе должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников. Она обязана удовлетворять разнообразные образовательные запросы детей, но прежде всего обеспечивать укрепление  их здоровья и всестороннее физическое развитие, как основу для развития интеллектуального и нравственного.

 

 

 

    Концептуальные   основы   программы.

Образование должно собрать воедино социально значимые ценности и общественные установки  с  передовыми  отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма. (Концепция модернизации российского образования).

    Педагогический коллектив, организуя в школе системную работу по гражданскому образованию, исходит из следующих положений:
Гражданское образование - это система учебной и социально-общественной деятельности, направленная на осуществление прав и обязанности гражданина.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.

Гражданская компетентность личности - это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.
 Становление  гражданской  компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального
   российского   народа, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
 Гражданское образование включает в себя комплекс, основой которого является  правовое и нравственное образование, военно-патриотическое воспитание, реализуемое через организацию учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.

Исходя из вышеперечисленных положений, педколлектив считает необходимым направить свою деятельность на реализацию содержания гражданского образования.

Основные принципы реализации программы по развитию гражданской компетентности:
1.
 Принцип непрерывности. Предлагаемая программа по гражданскому образованию является  продолжением  воспитания дошкольника - гражданина своей страны. Она носит непрерывный характер на протяжении всего периода обучения ребенка в школе. 

2. Принцип активности. Только через активную деятельность личности школьника формируются ключевые компетентности.
3.
 Принцип   жизненной   реализации. Программа направлена на успешность и состоятельность жизненных планов учащихся.


Ожидаемые результаты реализации программы развития:

1. Повышение статуса школы в городском социуме и значимости воспитания внутри школы.

2.  Создание условий для эффективного развития системы гражданского образования через введение в образовательный процесс курсов, направленных на формирование гражданской компетенции учащихся.

3. Создание модели государственно-общественного управления школой на основах демократического принципа управления.

4. Создание системы целенаправленного взаимодействия всех участников образовательного процесса в аспекте гражданского образования.

 

   Модель гражданского образования будет реализоваться через предметную деятельность, организацию школьного самоуправления и работу детских организаций, а также проектную деятельность, которая осуществляется на уроках и во внеклассной работе и через целевые программы.
    

 

Y. Направления  реализации программы

       В законе РФ «Об образовании» говорится, что образование должно быть ориентировано на «формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…». Именно в школьном обществе происходит формирование нравственных, социальных потребностей, осуществление жизненных выборов, открытие своего внутреннего выбора. Образование нельзя сводить к инструктажу по различным отраслям знаний, на первый план нужно поставить формирование личности, ее психологическую устойчивость, ее ценностные ориентации на каждой ступени образования:

на ступени – начального образования:

- ввести практику подписания родителями соглашения о сотрудничестве со школой;

- ознакомление их с Уставом школы, программами, содержанием школьного компонента, дополнительными образовательными услугами;

- c планом развития школы;

- необходима тесная связь учителя с семьёй;

- введение «портфолио» на каждого ученика;

- работа психолога с учащимися "группы риска" и их семьями;

- общее развитие, сохранение и укрепление здоровья детей.

К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение государственных стандартов образования, сформированность положительного отношения к школе, достаточно высокий  уровень произвольного поведения, овладение нормами нравственного поведения, навыками гражданско-правовой культуры, активное участие в общественной жизни школы.

 

На ступени общего среднего образования

- работа классного руководителя с "портфолио" учащихся совместно с учителями-предметниками, психологом, родителями;

- формирование устойчивых, прочных знаний;

- повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей;

- выявление способностей и наклонностей учащихся с целью выбора дальнейшего профиля обучения;

- вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам на базе школы и учреждений дополнительного образования;

- введение Кодекса поведения, направленные на борьбу с прогулами;

- разработка контрактов с родителями об ответственности сторон за качество обучения и воспитания учащихся.

В основной школе осуществляется индивидуальная и дифференцированная помощь детям. Дети активно включаются в органы школьного самоуправления; участвуют в выборах и работе органов самоуправления. Установленная система нравов, отношений между родителями, детьми и педагогами должна сопровождать процесс образования и стать главным условием становления гражданственности школьников.

   

       Воспитание граждан, настоящих патриотов России, способных к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию, осуществляется по следующим основным направлениям: физкультурно-оздоровительная работа, кадетское и военно-патриотическое воспитание учащихся.

 

5.1 Физкультурно – оздоровительная работа (целевая программа «Культура», «Семья»).

   Система дополнительного образования по данному направлению внедряется с целью сохранения и укрепления физического здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни.

70% учащихся вовлечены в систему дополнительного образования, в том числе дети «группы риска».

Физкультурно-оздоровительная работа включает в себя:

- «Часы здоровья» для учащихся начальной школы;

- спортивные секции: «Легкая атлетика», «Баскетбол»,»Лыжная», «Хоккей»; «Футбол»;

- первенство школы по баскетболу, футболу, настольному теннису, лыжные гонки;

- участие в городских и региональных спортивных соревнованиях: лыжные и конькобежные гонки, «Веселые старты», осенний и весенний кроссы, футбольные и хоккейные матчи, игры по баскетболу и т.д.

- проведение мероприятий совместно с семьями учащихся: «Семейный день здоровья», «Лыжня зовет», «Масленица», «Зарница», «Веселые старты» и т.д. походы в карстовые пещеры;

- планирование и разработка общешкольных  спортивных мероприятий Министерством спорта Школьной Думы.

Результатом работы является следующее: во-первых, снижение % простудных заболеваний,  во-вторых, увеличение призовых мест в соревнованиях разного уровня.

Данные за 2006 – 2008 годы:

- 2 место в городском  осеннем кроссе;

- 1 место в городских лыжных  гонках (среднее звено);

- 3 место в городских лыжных гонках (начальная школа);

- 1 место в городском турнире по футболу;

- 1 место в региональных «Веселых стартах»;

- 2 место в сдаче нормативов по ОФП.

- 1 место в городском конкурсе «Безопасное колесо».

 

5.2 Кадетское воспитание (целевая программа «Истоки», «Патриот»).

Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, потребность в модернизации образования в нашей стране обусловили формирование социального заказа общества на возрождение кадетского образования, ориентированного на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности.

Соседство  с воинской частью, тесное сотрудничество и поддержка командования, социальный заказ родителей учащихся позволили открыть  кадетский и прокадетский классы, ввести в 9-ых классах оборонно-спортивный предпрофиль и на третьей ступени – оборонно-спортивный профиль.

Кадетское воспитание – это процесс содействия духовно-нравственного становления человека, формирующий интеллектуальных, культурных, физически и нравственно развитых личностей, способных к профессиональному служению обществу и государству.

Главная цель работы школы № 13  с кадетскими и профильными  классами – подготовка подрастающего поколения к службе в государственных органах, формирование интеллектуальной личности, способной к возрождению, сохранению и развитию традиций Отечества.

Основные задачи:

1. Дать среднее (полное) общее образование и дополнительные образовательные знания и навыки.

2. Воспитать высококультурных граждан, готовых служить Отечеству.

В школе создан пакет документов:

  • типовое положение о кадетских классах;
  • учебный план;
  • программы по дополнительному образованию;
  • папка документов кадета (символика кадетского класса, Кодекс чести, права, обязанности и заветы кадет);
  • циклограмма основных мероприятий кадетского класса;
  • городской план работы с кадетскими классами.

В школе выстраивается система  работы по формированию и становлению кадетского класса в соответствии с воспитательными задачами школы. Воспитательная система имеет целью создание у подростков таких качеств, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, ответственность за порученное дело. Поэтому учебно-воспитательный процесс обеспечивает  интеллектуальное, нравственное, физическое развитие кадет. Система дополнительного образования дает возможность культурного саморазвития.

5.2.1 Учебный план 5-го кадетского класса.

При составлении учебного плана учтены основные принципы обновления содержания образования российской школы:

  • личностная ориентация содержания;
  • приоритет сохранения здоровья детей;
  • усиление в содержании образования  деятельностного компонента;
  • гуманизация образования.

Наряду с традиционными, в учебном плане представлены предметы, направленные на обеспечение ранней профилизации:

  • Спецкурс «Основы начальной военной подготовки» является обязательной учебной дисциплиной. Он состоит их 2-х разделов: строевая и огневая подготовка. Строевые занятия вырабатывают у учащихся четкость и автоматизм действий, единое понимание и одновременность исполнения команд, строевую выправку и молодцеватость, воспитываются коллективизм и товарищеская взаимопомощь, дисциплинированность, опрятность и подтянутость, быстрота реакции. Огневая подготовка совершенствует мышление, воображение, способность ориентироваться в меняющейся обстановке. Особенность проведения курса заключается в его практической направленности.
  • Спецкурс «История Российских корпусов»;
  • Спецкурс по граждановедению;
  • Спецкурс «Этика».

Содержание учебного плана соответствует целям образовательного процесса школы, структура и содержание учебного плана ориентированы на развитие целостного мировоззрения обучающихся.

В школе создана система дополнительного образования, которая реализуется во второй половине дня:

·        кружки по рукопашному бою, легкой атлетике;

·        «Школа выживания» учит действовать в нестандартной ситуации;

·        хор;

·        кружок «Береста»;

·        Оказание  шефской помощи ветеранам войны и труда;

·        экскурсии в воинскую часть;

·        занятия в воинской части, которые ведут военнослужащие срочной службы.

Кроме этого, наши кадеты принимают активное участие в жизни города:

·        в фестивале «Молодежно-патриотической  песни»;

·         в конкурсе среди кадетских классов «Кадеты, вперед!»;

·         в смотре строя и песни среди кадетских классов;

·         в параде Победы 9 мая;

·        в соревновании «Школа безопасности» и т. д.

Школа  сотрудничает с:

Воинской частью

Советом ветеранов

Кунгурским военкоматом

Домом Детского творчества

Спортшколой «Лидер»

ГИБДД г.Кунгура

Пожарной частью г.Кунгура

Школами  № 12, 17, где открыты кадетские классы

УВД г.Кунгура

ИК №18 ГУИН Минюста РФ

  Таким образом, для воспитания и развития учащихся кадетского класса мы выстраиваем образовательный процесс и в учебный план вводим  необходимые области наук, которые и подкрепляют выполнение наших планов по урочной и внеурочной деятельности.

В результате проделанной работы  мы хотим получить в нашем ученике важные для патриота и гражданина качества:

 

·          Готовность любить и защищать свою Родину;

·        Умение управлять своим здоровьем;

·        Совершенствование нравственных качеств;

·        Активную гражданскую и социальную позицию.

 

Год работы в классе показал, что дети умеют оценить свои действия, поступки, осознанно учатся, с гордостью и честью носят свою форму. В следующем году планируем открыть 5-ый  кадетский класс, и  это станет доброй традицией.

Основная идея создания кадетского класса  реализация гражданского образования и патриотического воспитания, дающая возможность для социализации и гражданской ориентации личности, нацеленной на сознательный выбор направления профильного обучения.

   Какие  результаты можно прогнозировать от внедрения кадетских классов?

  1. Повышение мотивации обучения в кадетском классе.
  2. Позитивная динамика качества знаний по общеобразовательным предметам.
  3. Участие в городских, региональных конкурсах с целью достижения высоких результатов.
  4.  Увеличение количества желающих обучаться в кадетских классах.
  5. Сохранение контингента учащихся в школе.
  6. Открытие профильного класса на третьей ступени обучения оборонно-спортивного профиля.
  7. Психологическая подготовка кадетов к учебе в высших и средних учебных заведениях МО РФ и МЧС России, службе в армии и отрядах спасателей, работе в условиях повышенной экстремальности.

   Учебно-воспитательный  процесс в данных классах направлен на формирование гражданственности, патриотизма, становления таких черт характера как трудолюбие, честность, гуманность, на воспитание социально-активной, успешной, физически и нравственно здоровой личности. 

 

5.3 Военно-патриотическое воспитание (целевая программа «Патриот) -

часть воспитания в целом, одно из его основных направлений. Его сущность и содержание сформулированы в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации в 2003 году – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель военно-патриотического воспитания – развитие у подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Для достижения этой цели коллектив определил ряд основных задач:

  1. Разработка  целевых программ «Патриот», «Истоки», «Культура», «Семья». Они нацелены на создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала детей, формирование поведенческих умений и навыков учащихся в стандартных и нестандартных ситуациях в соответствии с принятыми культурными нормами; развитие патриотических чувств учащихся на основе исторических, военно-патриотических традиций и культурных наследий России; создание условий для укрепления здоровья наших учеников.
  2. Обучение военно-прикладным навыкам.
  3. Приобщение учащихся к традициям школы, к участию в различных общественных мероприятиях.

Военно-патриотическое воспитание детей строится на следующих принципах:

- историзма и культуросообразности, предполагающий развитие воспитания в соответствии с отечественными историко-культурными традициями;

- гуманизации воспитательного процесса (поддержка стремления ребенка к саморазвитию, стимулирование детской инициативы, самодеятельности, посильное участие в социально значимой деятельности);

- использования форм и методов патриотической работы с учетом возраста учащихся, их социокультурной среды;

- интеграции патриотического и других видов воспитания в комплексном воздействии на мировоззрение и установки школьников.

Работа в данном направлении специфична в зависимости от возраста учащихся, ступени их образования. В начальной школе дети получат конкретные представления о природе, первоначальные знания о прошлом и настоящем нашей Родины. Школа систематически приучает детей рассматривать явления во взаимной связи и развитии. Дети учатся дружить, получают элементарные понятия о нравственности, у них воспитываются чувства патриотизма, товарищества, коллективизма, честность и правдивость, навыки организованности и дисциплины.

   В средних и старших классах повышается уровень всей работы по формированию у подростков научного и патриотического мировоззрения, патриотических убеждений, установок, позиций и ценностных ориентаций, усвоению норм нравственности, развитию навыков и умений патриотического поведения.

  Особое место в военно-патриотическом воспитании школьников принадлежит гуманитарным наукам. На основе гуманитарных знаний формируются мировоззрение человека, его убеждения, т.е происходит осознание места личности в мире, степени ее ответственности за совершаемые действия и поступки. Гуманитарное познание дает возможность повысить общую культуру, интеллигентность человека, развивает гибкость мышления, творческий подход к деятельности, обеспечивает всестороннее развитие личности.

   Патриотическим воспитательным потенциалом обладают естественно-математические науки. Изучение этих наук помогает детям понять закономерности. На уроках дети знакомятся с достижениями отечественной науки и техники, что способствует развитию патриотизма.

Для достижения эффективности патриотического воспитания детей учителя школы опираются на:

- четкую организацию уроков, разнообразие методов и форм обучения;

- отношения, складывающиеся между преподавателем и учащимися, а также между самими обучаемыми;

-  влияние личных качеств преподавателя, его педагогического мастерства;

- общий режим и атмосферу учебного процесса школы

5.3.1 Основное содержание

* изучение по профилю предметов (история, обществознание, граждановедение, ОБЖ, физкультура);

*изучение курса «Краеведение»;

* введение в учебный план курса «Основы военного дела», элективных курсов: «Топография», «Путь к успеху», Экология и здоровье», «Моя будущая профессия», направленных на нравственное и патриотическое воспитание, на осознание выбора будущей профессии;

* изучение традиций школы, Вооруженных сил России:

* создание социальных проектов, направленных на благоустройство школы;

* участие в волонтерских движениях;

* уроки гражданско-правовой направленности.

 

 

5.3.2 Основные формы работы с учащимися

*организация ученического соуправления через правовую игру «Школьная Республика»;

*Республиканский форум;

* выпуск школьной газеты «Большая перемена»;

* сбор информации для школьного музея.

* месячники, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы,

* праздник «Посвящение в кадеты», принятие присяги;

* Участие в Митинге, посвященному Дню Победы, несение Вахты Памяти;

*уроки Мужества.

* встречи с ветеранами ВОВ и участниками локальных военных действий.

* совместные мероприятия с военнослужащими;

* смотр строя и песни;

* конкурс патриотической песни;

* участие в мероприятиях, посвященных Дню российских матерей;

* месячник правовых знаний;

*встречи с представителями органов власти;

*классные часы, родительские собрания;

* тематические общешкольные линейки;

* участие в региональном конкурсе «Лис - любитель истории»;

* туристические походы краеведческой направленности;

* игра «Зарница», турслет;

* урок России;

* учения по ГО,ЧС и ПБ.

* мониторинг уровня воспитанности учащихся, сплоченности классных коллективов;

* тематические экскурсии в школьный музей и музей воинской части, городской краеведческий музей, художественный музей  и музей купечества;

* конкурс «Ученик года».

* участие в НОУ;

*  участие в городском конкурсе социальных проектов. В 2008 учащиеся одержали победу в номинации «Здоровье и спорт» с проектом «SPORT IN LIVE».

* участие в конкурсе социальных проектов «Лукойла». Выиграли гранд с проектом «Радуга здоровья». (деньги направлены на восстановления хоккейного корта, строительства теплых раздевалок).

* работа старшеклассников в стройбригаде по благоустройству школы.

* работа в летних трудовых отрядах по благоустройству родного города.

* участие в акции «Чистый город».

 

 

YI. Этапы освоения и внедрения программы

 

Этапы

Сроки

Направления работы

Теоретико-методический

2007-2008уч.г.

1.Нормативно-правовое и методическое обеспечение.

2.Диагностика и анализ состояния гражданского образования в школе.

3.Разработка критериев оценки компетентности всех участников образовательного процесса в сфере гражданского образования.

4.Формирование проектных групп и координационного совета, составление плана реализации программы развития: составление образовательных проектов; защита проектов; апробация и внедрение.

 

 

Внедренческий

2008-2010 уч.г.

1.Разработка модели гражданского образования.

2.Реализация  целевой программы по гражданскому образованию.

Рефлексивно-обобщающий

2010-2012гг.

1. Анализ деятельности педколлектива по программе осуществления гражданского образования.

2. Выявление эффективных форм работы и пути их внедрения в практику.

3. Обобщение опыта работы.

4. Трансляция опыта школы по гражданскому образованию.

5.Самоконтроль  и экспертная оценка результатов обучения, воспитания, развития.

 

 

YII. План мероприятий по реализации программы развития на 2007 – 2009 учебный год.

Методические семинары

  1. Кадетство- одно из направлений реализации гражданского образования в школе.
  2. Организация курсов по выбору в предпрофильных 9-ых классах.
  3. Информационный семинар «Концепция развивающейся школы в контексте гражданского образования».
  4. семинар-практикум «Конвенция о правах ребенка».

Педагогические советы (перспективное планирование)

  1. Цели и задачи гражданского образования.
  2. Разработка общешкольных целевых программ.
  3. Анализ успехов и проблем прокадетского, кадетского и предпрофильных  классов.
  4. Оптимальный выбор форм и методов обучения – путь к гражданскому образоваию учащихся»
  5. Воспитание в 21 веке: проблемы и пути их решения.
  6. Развитие индивидуальных практических умений учащихся в учебном процессе.
  7. Военно-патриотическое  воспитание в учебном процессе: теоретические аспекты.
  8. Культура школы как фактор социализации учащихся.
  9. Роль элективных курсов в выборе будущей профессии ученика.
  10. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы.

Заседания ШМО, малых педсоветов

1.      Заседания ШМО классных руководителей «Деятельность классного руководителя по предупреждению асоциального, противоправного поведения».

2.      Декада гражданского образования «Я-гражданин».

3.      Предметная декада учителей физкультуры и ОБЖ.

4.      Организация деятельности по предпрофильной подготовке учащихся.

5.      Итоги проведения операции «Подросток».

6.      О профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних

7.      Совет профилактики.

Сотрудничество семьи и школы.

  1. Родительские собрания:

«Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних».

«Профессии, которые выбирают наши дети».

«Что такое достоинство личности и как его воспитывать».

«Первые шаги самовоспитания».

«Предупреждение слабоволия, капризности, обидчивости, раздражительности, слезливости, болезненного самолюбия».

«Как учить правильно относиться к неодобрению и наказанию».

  1. Совместные рейды и участие в операциях:

Операция «Подросток».

Операция «Мы - за здоровый образ жизни» (борьба с курением).

Выпуск стенной газеты по нарушителям дисциплины.

Рейд в столовую «Здоровая пища».

 

 

Результатом такой работы должна стать выраженная гражданская позиция каждого из участников образовательного процесса. Система работы в данном направлении позволит на основе выявленных возможностей и способностей школьников продолжить их развитие, стимулируя учащихся к собственной активности, самопознанию, самовоспитанию и здоровому образу жизни.

 

 

 YIII. Критерии оценки успешности внедрения программы по гражданскому образованию школьников (в скобках указаны диагностические средства проверки наличия показателей по каждому критерию).

     

           Без гражданского образования не возродить сильного государства и не создать гражданского общества, не привить людям понимание своего долга и уважения к закону. Воспитание детей и подростков предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных, морально-психологических и  этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Цели гражданского образования достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций, органов самоуправления.

 

1. Положительная динамика  в сохранении и в развитии физического, психологического,  духовного  здоровья каждого учащегося (мониторинг, наблюдения).

 

2.      Стабилизация качества достижений учащихся в классах начальной и средней школы (100% успеваемости и 60% качества), улучшение в классах основной школы (100% успеваемости и качество поднять с 35% до 50%),(качественного анализа).

 

3.           Осуществление перехода в 10-11 классах на индивидуальные образовательные программы профильного обучения и расширение возможностей выпускников к успешной социализации.

 

4.                  Создание органа государственно-общественного управления школой.

      Создание новых объединений – временных и постоянных общественных школьных объединений учащихся, учителей, родителей (наблюдение, качественный анализ).

 

5.                  Повышение уровня общей культуры всех субъектов образовательного процесса и       дальнейшее усиление в текущем состоянии организационной культуры элементов командной и деятельностной культуры (тестирование, социальный опрос).

 

6.  Установление партнерских отношений, формирование навыков гражданского поведения (наблюдение).

 

7. Проведение незапланированных мероприятий, акций, инициатив (наблюдение, анализ).

 

 

 

IX. Управление реализацией программы развития

 Основной целью совершенствования системы управления образованием является создание гибкой, целенаправленной, экономически эффективной системы управления образованием, обеспе­чивающей интенсивное развитие и высокое качество образования, его мно­гообразие и направленность на удовлетворение запросов личности, общества. В соответствии с единой государственной образователь­ной политикой по модернизации,  требуется решение следующих основных управленческих задач:

 - обеспечение доступности, качества и эффективности обучения и воспитания, обучающихся в образовательном учреждении;

- контроль над реализацией конституционных прав граждан на образование и обеспечение материально-технических, кадровых и других условий, необходимых для нормальной деятельности учреждения образования;   

           - анализ, поддержка и активное распространение инновационной образовательной практики; организация и содействие выполнению экспериментальной работы, программ и проектов, направленных на развитие образования;

           - обеспечение переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров сферы образования;

 - привлечение общественности к решению проблем развития образования, формирование органов общественного управления, организация родительского всеобуча по актуальным проблемам образования и воспитания детей и подростков;

 - управление обеспечением адресной социальной поддержкой определённых категорий обучающихся.

 

 

Управление программой развития осуществляется командой, в составе которой члены администрации, специалисты вспомогательной службы (психолог, педагог-организатор, социальный педагог), члены родительского совета,  опытные педагоги школы, учащиеся.

 

 

 

X. Заключение

Модель выпускника - это модель желаемого результата образования, это ответ на вопрос какую личность мы хотим воспитать, каких результатов добиться.

В соответствии с новыми требованиями определена Модель выпускника (качественная характеристика личности, включающая ценностные ориентации, социальные и интеллектуальные умения), которая сможет отвечать современным требованиям общества.

 

Модель

Ценностные ориентации:

·        активная гражданская позиция;

·        ценностное отношение к Родине, её культурно-историческому прошлому,

·        уважение человеческого достоинства;

·        толерантное отношение друг к другу;

·        здоровый образ жизни

·        нравственные принципы

 

Социальные умения:

·        устанавливать конструктивные отношения с другими людьми;

·        быть  предприимчивым и инициативным;

·        уметь вносить коррективы в свое собственное поведение;

·        обладать  мобильностью, умением адаптироваться;

·        самостоятельно принимать решения;

·        отстаивать свои собственные интересы и интересы третьих лиц;

·        обладать способностью к самореализации в будущей профессиональной деятельности.

 

Интеллектуальные умения:

·        Высокий интеллект, критическое мышление;

·        Широкий кругозор, целостное представление об окружающем мире;

·        Разносторонние интересы, ассоциативность мышления;

·        Способность к самообразованию;

·        Креативность мышления,

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
  2. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования.
  3. Л.П. Ильенко «Программа развития школы» АРКТИ, 2001 год.
  4. Методическое пособие «Система гражданского образования школьников» М.,Глобус, 2006 год.
  5. Методическое пособие «Патриотическое воспитание школьников» М., Творческий центр, 2007 год.
  6. Т.А. Максимцева «Воспитываем гражданина» М., Глобус, 2007 год.
  7. Закон РФ «Об образовании».
  8. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании Центр педагогического образования М., 2007 г.
  9. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 1994 г.
  10. Ш. Хельмут Как воспитать нравственное поведение. М., 1998 г.
  11. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К.. сделай себя сам. М., 2000 г.
  12. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М. 1971 г.

 

  

План реализации программы «Организация деятельности школы в рамках гражданского образования».

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

I. Информационное обеспечение

1

Изучение уровня компетентности педагогов и родителей (наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование).

Осень 2007г.

2

Составление плана работы школы.

Сентябрь-октябрь 2007г.

3

Создание уголка «Я – гражданин».

Ноябрь 2007г.

II. Методическое  обеспечение

1

Разработка диагностических материалов по изучению уровня гражданской компетентности всех участников образовательного процесса.

Октябрь 2007г.

2

Создание электронного банка учащихся «Одаренные учащиеся», учащиеся «Группы риска».

 

Ноябрь 2007г.

3

Составление словаря гражданского образования.

Август, май

III. Работа с педкадрами

1

Разработка и проведение классными руководителями мероприятий по гражданскому образованию.

По плану

2

Совещание при директоре «Гражданское образование как направление деятельности современной российской школы».

 

3

Реализация программы гражданского образования через работу ШМО.

В течение года

4

Создание электронного банка данных «кадры».

Август, май

5

Проведение семинаров, тренингов на усиление коммуникативных возможностей – педагога.

Создание электронного банка данных нормативно – правовой базы для реализации программы развития.

В течение года

6

Участие в общекраевых, гражданских конференциях по проблемам гражданского образования.

В течение года

7

Организация внутришкольных семинаров, мастер-классов для учителей и работников школы (соц.педагог, библиотекарь, психолог) с целью повышения инновационной культуры.

В течение года

8

Формирование банка педагогического опыта учителей.

В течение года

IV. Работа с учащимися

1

Диагностика учащихся.

Осень 2007г.

2

Изучение основ гражданского образования через учебные дисциплины.

В течение года.

3

Участие школьников в самоуправлении (совместное планирование и проведение мероприятий ).

В течение года

4

Профилактические беседы с учащимися.

В течение года

5

Тематические классные часы.

Уроки демократии.

1 раз в четверть

6

Участие в общественной жизни школы и города.

 

7

Составление презентаций «Я – гражданин» (творческой группой уч-ся).

 

8

Работа классных руководителей с учащимися по направлениям «Истоки», «Культура», «Патриот», «Семья».

Ежегодно по планам классных руководителей.

9

Проведение социологического опроса об уровне правовой культуры учащихся.

Ежегодно

10

Профессиональная ориентация учащихся в условиях современного рынка труда.

В течение года

11

Вовлечение учащихся в гражданские и экологические акции.

В течение года

12

Мониторинг воспитанности учащихся

Ежегодно

13

Проектная деятельность учащихся

1-2 готовых проекта в год

14

Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня по вопросам гражданского образования.

Ежегодно

 

 

 

Декада гражданского образования «Я – гражданин»

Цель декады – формирование гражданской компетентности у школьников,

повышение уровня их правовой культуры,

их готовность к выполнению социальных ролей гражданина.

 

№ п/п

Содержание

Классы

Дата

Ответственность

1

Открытие декады гражданского образования.

Гражданский форум для старшеклассников.

Все

02.12

Зам. директора по НМР,

 зам. директора по ВР,

учителя-инициаторы

2

Конкурс рисунков, плакатов и графических работ «Права человека глазами ребенка».

 Классные часы «Я – гражданин».

2-9в

до 09.12

Учителя начальных классов, учитель ИЗО, классные руководители.

3

Сбор информации «Моя семья в истории моей школы».

Выставка документов и фотографий «Моя семья в истории моей школы.

1-9

В течение года

Учителя начальных классов, учитель ИЗО, классные руководители, руководитель школьного музея.

4

Классные часы, коллективные творческие дела, посвященные Дню Конституции.

Викторина «Хорошо ли ты знаешь конституцию».

1-9

07-13.12

Учителя начальных классов, учитель ИЗО, классные руководители.

5

Заседание ШМО по темам: «Мой предмет и гражданское образование», «Гражданское образование во внеклассной работе».

Все ШМО

до 13.12

Руководители ШМО

6

Правовая игра»Дебаты»

8-9

13.12

Ответственные учителя

7

Социологический опрос по определению уровня правовой культуры и гражданского самосознаний старшеклассников.

7-9

до 13.12

Ответственные учителя

8

Выставка литературы в школьной библиотеке «Закон и ты».

 

Вся декада

Библиотека

9

Подведение итогов декады гражданского образования.

Составление и представление презентаций «Я – гражданин России».

7-9

Вся декада

Зам. директора по НМР,

 зам. директора по ВР,

соц.педагог,

 зам. по инф.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz