Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (в форме КВН)
Цель: обобщить знания учащихся по пройденной теме, закрепить изученные правила о правописании числительных.
Класс делится на три команды (можно по рядам). Каждая команда придумывает название и девиз, связанные с темой урока, выбирает капитана.
Каждая команда проходит 6 этапов, набирает баллы. На доске таблица, которая заполняется по ходу урока.
Этапы |
1 команда |
2 команда |
3 команда |
1. Разминка |
|
|
|
2. Конкурс капитанов |
|
|
|
3. Кто больше? |
|
|
|
4. Блиц-турнир |
|
|
|
5. Подумай! |
|
|
|
6. Поэтический |
|
|
|
1. Разминка. Каждой команде по очереди задаются вопросы. Если одна из команд отвечает на поставленный вопрос неправильно, то на этот же вопрос может ответить другая команда.
1 команда |
2 команда |
3 команда |
1) В каких числительных пишется Ь на конце слова? |
1) В каких числительных пишется Ь в середине слова? |
1) В каких числительных пишется два Ь ( в середине и в конце слова)? (Например, пятьюдесятью)
|
2) Поставить числительное 896 в дательном и предложном падежах.
|
2)Поставить числительное 567 в родительном и творительном падежах. |
2)Поставить числительное 678 в родительном и предложном падежах |
3)Прочитать правильно числительное и дать ему полную характеристику:
А) Время полного оборота Земли вокруг своей оси равняется 23 час. 56 мин.
4,09 сек.
Б) Поверхность Земли равна 510100000 кв. км. |
3)Прочитать правильно числительное и дать ему полную характеристику:
А) Средняя скорость движения Земли по орбите равняется 29,76 км/сек.
Б) Поверхность суши равна 149000000кв. км. |
3)Прочитать правильно числительное и дать ему полную характеристику:
А) Длина экватора равна 40075,7 км.
Б) Поверхность воды равна 361000000 кв. км. |
4)Загадки (двум другим командам загадывает эта команда 2 загадки, содержащие числительные. Например:
У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? (8) |
4)Загадки (двум другим командам загадывает эта команда 2 загадки, содержащие числительные. Например:
Четыре брата под одной крышей живут. |
4)Загадки (двум другим командам загадывает эта команда 2 загадки, содержащие числительные. Например:
На пяти проводах отдыхает стая птах. |
5)Сколько дверей на 2-м этаже школы? |
5)Сколько кабинетов и подсобных помещений на 1-м этаже школы? |
5)Сколько кабинетов и подсобных помещений на 2-м этаже школы? |
2. Конкурс капитанов. Задания капитанам.
1 команда |
2 команда |
3 команда |
1)Найти 4-е лишнее:
А) пятый, шестой, семилетний, двадцатый;
Б)трое, оба, пятеро, шесть. |
1)Найти 4-е лишнее:
А)десятый, одиннадцать, двенадцать, тринадцать;
Б) пятнадцать, семнадцать, двадцать один, тридцать. |
1)Найти 4-е лишнее:
А) сто сорок пять, двести тринадцать, семьдесят семь, одиннадцать;
Б) семь, двое, тринадцать, тридцать семь.
|
2)Поставить указанное числительное в нужном падеже:
685 учебников (Д.п.)
476 пар лыж (Т.п.)
98 стульев (Р.п.) |
2)Поставить указанное числительное в нужном падеже:
876 книг (Д.п.)
107 журналов (П.п.)
378 газет (Т.п.)
|
2)Поставить указанное числительное в нужном падеже:
547 лампочек (Д.п.)
95 учеников (Т.п.)
268 участников (Р.п.) |
3)Найти ошибки в предложении.
В тысячу девятсот девяноста девятом году у нас насчитывалось около сто сорок тысячь дошкольных учреждений.
|
3)Найти ошибки в предложении.
В тысячу девятсот девяноста девятом году у нас насчитывалось около сто сорок тысячь дошкольных учреждений. |
3)Найти ошибки в предложении.
В тысячу девятсот девяноста девятом году у нас насчитывалось около сто сорок тысячь дошкольных учреждений. |
4)Составить правильно словосочетания:
Пятеро, пять (сёстры)
Семь, семеро (ножницы)
Три, трое (котята) |
4)Составить правильно словосочетания:
Шесть, шестеро (апельсины)
Два, двое (ребята)
Четыре, четверо (сутки) |
4)Составить правильно словосочетания:
Два , двое (килограммы)
Три, трое (солдаты)
Семь, семеро (козлята) |
5)Вставьте вместо точек числительное ОБА, ОБЕ.
По … сторонам дороги тянулись поля. Город раскинулся по … берегам реки. |
5)Вставьте вместо точек числительное ОБА, ОБЕ.
Ребёнок взял игрушку … руками. … братьев приняли в секцию. |
5)Вставьте вместо точек числительное ОБА, ОБЕ.
У … сестёр разряды по гимнастике. Склоны … оврагов размыты ливнями. |
3. «Кто больше?»
Записать за три минуты как можно больше пословиц с числительными.
4. Блиц-турнир. Вопросы командам.
1 команда |
2 команда |
3 команда |
1)Как отличить числительные от других частей речи? |
1) Как изменяются числительные, обозначающие целые числа? |
1) Что такое числительное? |
2)На какие группы делятся числительные? |
2)В каких числительных пишется Ь в конце слова? |
2)Как изменяются числительные? |
3)Какими членами предложения могут быть числительные? |
3)Как по-другому сказать время 17 час. 15 мин.? |
3)С какими числитель- ными сочетаются существительные, употребляющиеся только во множественном числе? |
4)Чем отличаются простые числительные от составных? |
4)Чем отличается склонение словосочетаний семь школьников – группа школьников? |
4)На какие группы делятся числительные? |
5)Как склоняются порядковые составные числительные? |
5) В чём особенность склонения числительных, обозначающих круглые десятки? |
5) Как по-другому назвать числительное 150? К какой группе числительных оно относится? |
6)Какие числительные склоняются так же, как существительные 3-го склонения? |
6) На какие вопросы отвечают числительные? |
6) У каких числительных только две формы? |
7)В каких числительных пишется Ь в середине? |
7) На какие группы делятся количественные числительные?
|
7) Прочитать: готовимся к 1 сентябр.., к 8 Март… |
8) В чём особенность склонения числительных, обозначающих круглые сотни? |
8) Чем отличаются порядковые числительные от количественных? |
8) Как склоняются составные количественные числительные? |
9)Чем отличается склонение сочетаний: пять книг – стопка книг? |
9) Какие числительные изменяются так же, как прилагательные? |
9)Могут ли порядковые числительные быть дробными? |
10)Как по-другому назвать время: 15 час. 45 мин.? |
10) Какими членами предложения могут быть числительные? |
10) В правописании какого числительного встречается три Ь? |
11) Заменить одним словом – 1,5. |
11) Сколько вы знаете собирательных числительных? |
11) Как отличить числительные от других частей речи? |
12)Прочитать правильно числительные:
К 9, 6 + 0,3 |
12) прочитать пример:
К 1,4 + 5,9 |
12) Прочитать правильно:
Найти сумму 76 и 23 |
5. «Подумай!» Каждой команде даётся кроссворд.
1команда
1 |
|
|
|
|
|
т |
|
р |
и |
|
2 |
|
т |
|
р |
и |
|
|
|
////// |
///// |
3 |
|
|
с |
т |
о |
|
|
|
|
|
1. Специальное помещение для различных опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами (Лаборатория).
2. Лицо, пользующееся вниманием, признанием (авторитет).
3. Учебное пособие – сборник каких-нибудь избранных произведений или отрывков из них (хрестоматия).
2 команда
1 |
|
т |
|
р |
и |
|
|
|
///// |
2 |
|
т |
р |
и |
|
|
|
|
|
3 |
т |
р |
|
|
|
и |
|
|
///// |
1. Общепризнанное значение, влияние. Лицо, пользующееся влиянием (авторитет).
2. Любовь к родине, преданность своему Отечеству, своему народу (патриотизм).
3. Место в реке, потоке, с бурным, стремительным течением (стремнина).
3 команда
1 |
|
с |
т |
|
|
о |
|
|
|
///// |
2 |
|
|
о |
б |
е |
|
|
|
|
|
3 т |
р |
|
|
и |
|
|
|
///// |
///// |
///// |
1. Фабрично-заводской рабочий, ремесленник (мастеровой).
2. Мелкие торговцы, разносчики, торговавшие по деревням разными товарами (коробейники).
3. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту (традиция).
6. Поэтическая. Каждая команда за определённое время составляет четверостишие, используя числительные.