Игра "Круг"

 

Урок русского языка в 8 классе

 

 

 

Тема «Односоставные предложения» (обобщающий урок  в форме игры «Круг»)

Цель: обобщить и закрепить знания о видах односоставных предложений, совершенствовать умение различать виды односоставных предложений, самостоятельно составлять предложения заданного типа.

Для проведения игры  класс делится на группы по 4-5 человек.

На столе у каждой группы лежат следующие материалы: вопросы и задания;  круг, разделенный на количество сегментов, равное количеству вопросов и заданий; кубик, фишки, список учащихся, номер стола (см. приложение).

Учащиеся по очереди бросают кубик, ставят на круг фишки, отвечают на вопросы и выполняют задания, двигаясь по кругу, пока не ответят на все вопросы. В каждой группе есть ассистент учителя, который оценивает ответы учащихся, занося номера вопросов и баллы в специальную

2.      Вопросы и задания

1)      Какие односоставные предложения вы знаете? Привести свои примеры.

2)      Из каких главных членов может состоять грамматическая основа односоставного предложения? Привести примеры.

3)      В какой форме может быть главный член в определённо-личном предложении? Привести примеры.

4)      В какой форме может быть главный член в неопределённо-личном предложении? Привести примеры.

5)      В какой форме может быть главный член в обобщённо-личном предложении? Привести примеры.

6)      В какой форме может быть главный член в безличном предложении? Привести примеры.

7)      В какой форме может быть главный член в назывном предложении? Привести примеры.

8)      Где и для чего используются назывные предложения? Привести примеры.

9)      Чем отличаются определённо-личные предложения от неопределённо-личных?

10)  Как отличить обобщённо-личные предложения от определённо-личных и неопределённо-личных?

11)  Определи вид односоставных предложений.

1.      Не вертись под ногами.

2.      А девочек туда не принимают.

3.      У них строго. Ругаться нельзя, на буферах кататься нельзя, руки в карманах держать нельзя, девчонок бить тоже нельзя.

4.      Частоколы, колючка, траншеи, рвы.

5.      Не спеши языком, торопись делом.

 

12)  Найди грамматическую основу предложений, укажи, чем выражена.

1.      Уходим всё дальше в лес, в синеватую мглу, изрезанную золотыми лучами солнца.

2.      Надо было переждать непогоду.

3.      В прихожей уронили что-то тяжёлое.

4.      В одно мгновение лодку развернуло, бросило в горло бушующего переката.

5.      По асфальту можно было чертить углём и мелом клетки с цифрами.

 

13)  Определи, чем выражен главный член в безличных предложениях.

1.      Никак не спится!

2.      Команду слушать!

3.      Бежать дальше не было сил.

4.      Скучно.

5.      Школы нет. Ничего нет.

6.      Приятно пахнет черёмухой.

 

14)  Замени двусоставные предложения односоставными.

1.      Павел не имел времени связываться с ними.

2.      Он не имеет тетрадей.

3.      Вас кто-нибудь обидел?

4.      Никто не устранит это препятствие.

5.      Никишку в деревне все любили.

 

15)  Замени двусоставные предложения назывными.

1.      Стоит тёплый, мягкий день.

2.      Кругом только мхи да разноцветные лишайники.

3.      Дует резкий ветер.

4.      Стоит ночь.

5.      Холодный дождь сечёт лица.

 

16)  Определи вид односоставных предложений в составе сложных, найди отгадки.

1.      Не суша, не море, корабли не бегают, а ходить нельзя.

2.      Десять пальцев, а ногтей нет.

3.      Меня бьют, колотят, режут, а всё молчу да за всё добром плачу.

4.      На улицу сама идёт, а в избу палкой не загнать.

5.      Лежит на лавке пятак, не выдернуть никак.

 

17)  Замени безличные предложения двусоставными.

1.      Всем хотелось посмотреть парад.

2.      Павла всё больше и больше тянуло к этому человеку.

3.      Ему было весело.

4.      Барину всю эту ночь не спалось.

5.      Мальчикам хотелось встретить восход солнца.

 

18)  Закончи предложения, определи их вид.

1.      Что посеешь, то и …

2.      Шила в мешке …

3.      Цыплят по осени …

4.      Кашу маслом …

5.      После драки …

 

19)  Определи тип предложений и ответь назывными предложениями.

1.      Кто все языки знает?

2.      Что с полу за хвост не поднимешь?

3.      Носить легко, а считать трудно.

4.      Что на крышу не забросишь?

5.      Где яйцо ситом не разбить?

 

20)  Заполни таблицу.

Предложения

Тип предложения

Подлеж.

Сказуем.

Вид сказуем.

Способ выражения

Его в степи без чувств нашли.

 

 

 

 

 

Раннее утро.

 

 

 

 

 

В доме никого не было.

 

 

 

 

 

Идём в горы.

 

 

 

 

 

Осенний лес был пуст и гол.

 

 

 

 

 

 

3.      Таблица, которую заполняет ассистент.

№п/п

Фамилия, имя уч-ся

Номера вопросов

Баллы

Сумма баллов

Средний балл

1.

Алексеева Марина

4, 15, 8, 20

4, 5, 4, 5

18

4,5

2.

Ганева Яна

7, 19, 12, 3

3, 4, 3, 5

15

3,7

3.

Коковин Игорь

4.

……………

5.

………………..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz