| |||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
Занимательные задания в стихах как средство коррекционно - развивающей работы на уроках математики (тезисы к международной научно-практической конференции "Начальное общее образование: проблемы и перспективы")Из опыта работы учителя начальных классов Зуевой Ирины Вячеславовны
Набирая первый класс, учитель всякий раз получает задачу с более чем двумя десятками неизвестных. Данные диагностики 1 «в» класса коррекционного обучения показали, что у всех учащихся недостаточно развиты пространственные и временные представления, плохая память, неустойчивое внимание. Логическое мышление не соответствует возрасту. Эмоционально-волевая сфера у многих отличается бурной возбудимостью, неуравновешенностью, неспособностью к волевому усилию. Навыки самостоятельности и самообслуживания на низком уровне. Положительными качествами класса являются желание учиться, любознательность. Учащимся нравится слушать чтение книг, участвовать в играх, конкурсах. Охотно принимают помощь взрослых. Поэтому в первую очередь у учащихся необходимо было активизировать познавательную деятельность. Мы посчитали, что целесообразно использовать занимательный материал, в частности задания в стихах на уроках математики. С этой целью нами был составлен сборник «Математика в стихах» и рекомендации по использованию рифмованные заданий. В сборник вошли следующие блоки; знакомство с числом; знакомство с цифрой; образование числа; состав чисел; математические понятия; смысл арифметических действий; компоненты действий; задачи по курсу школьно! программы для 1-2-х классов; задачи и задания на развитие логического мышления внимания, памяти; таблица умножения; геометрический материал; двоичная систем; счисления.
Классификация упражнений в стихах представлена в таблице.
Упражнения в стихах необычны для восприятия, а, как известно, всё необычное привлекает внимание. У детей возникает непроизвольное внимание. В дальнейшем лишь при упоминании о том, что сейчас будем решать задачу в стихах, учащиеся, заинтересовавшись, уже сами стараются сосредоточиться. И непроизвольное внимание становится произвольным. Рифмы особенно нужны детям с плохой памятью, так как, забыв условие, можно догадаться по рифме. Знакомство с рифмами происходит на уроках чтения, а на уроке математики идёт закрепление, тем самым прослеживается связь между этими учебными предметами. Слух и зрение направлены на восприятие упражнений и, кроме того, детям приходится вчитываться в стихи, вычленять существенные детали и необходимые данные для решения поставленной задачи в упражнении.
Условия этих упражнений позволяют ребёнку мысленно нарисовать сложившуюся ситуацию, что то есть даёт возможность активизировать воображение детей. Тем самым учащиеся смогут проанализировать и найти правильный путь решения. Рифмованные упражнения не только стимулируют умственную деятельность, но и дают эмоциональный настрой на весь урок. Девизом работы может служить стихотворение. Учащиеся включались и в творческую деятельность, результатом которой являются задачи в стихах собственного сочинения, инсценирование, практическая деятельность. В течение двух лет обучения отслеживался уровень развития познавательных процессов и уровень обученности. В конце 2-го класса было проведено тестирование, в котором участвовали 4 класса: 2 «а» класс, обучающий по программе «Гармония»; 2 «б» традиционного обучения и два класса коррекционного обучения. Цель тестов: выявление уровня понимания и анализа математических задач. Задачи теста: определить, ориентируются ли ученики в тексте задачи, умеют ли соотносить условие и вопрос, находить лишнее данное или подбирать недостающее, то есть готовы ли они приступить к решению задачи. Представленные тесты включают в себя аналогичные задания, но в одном -задачи в стихотворной форме, в другом - обычного вида задачи. Результаты тестов показали, что лучше справились с обоими тестами два класса: 2 «а», 2 «в» коррекционного обучения. Использованные мною на практике в классе коррекционного обучения упражнения хорошо зарекомендовали себя: наблюдается рост качественных показателей подготовленности учащихся, развиваются все познавательные процессы, формируется учебно-познавательная мотивация, активизируется учебная деятельность школьников.
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |