Занимательные задания в стихах как средство коррекционно - развивающей работы на уроках математики (тезисы к международной научно-практической конференции "Начальное общее образование: проблемы и перспективы")

 Из опыта работы учителя начальных классов

 Зуевой Ирины Вячеславовны

 

  

Набирая первый класс, учитель всякий раз получает задачу с более чем двумя десятками неизвестных. Данные диагностики 1 «в» класса коррекционного обучения показали, что у всех учащихся недостаточно развиты пространственные и временные представления, плохая память, неустойчивое внимание. Логическое мышление не соответствует возрасту. Эмоционально-волевая сфера у многих отличается бурной возбудимостью, неуравновешенностью, неспособностью к волевому усилию. Навыки самостоятельности и самообслуживания на низком уровне. Положительными качествами класса являются желание учиться, любознательность. Учащимся нравится слушать чтение книг, участвовать в играх, конкурсах. Охотно принимают помощь взрослых. Поэтому в первую очередь у учащихся необходимо было активизировать познавательную деятельность.

Мы посчитали, что целесообразно использовать занимательный материал, в частности задания в стихах на уроках математики. С этой целью нами был составлен сборник «Математика в стихах» и рекомендации по использованию рифмованные заданий. В сборник вошли следующие блоки; знакомство с числом; знакомство с цифрой; образование числа; состав чисел; математические понятия; смысл арифметических действий; компоненты действий; задачи по курсу школьно! программы для 1-2-х классов; задачи и задания на развитие логического мышления внимания, памяти; таблица умножения; геометрический материал; двоичная систем; счисления.

 

Классификация упражнений в стихах представлена в таблице.

 

 

Виды упражнений

Цель и задачи их использования

Место упражнений в учебном процессе

Упражнения школьной программы

-      Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение;

-      учить        выделять        проблему        и сосредотачиваться на её решении;

-      применять полученные практические знания на любой текстовой задаче;

-      формировать    навыки    умения    решать изученные задачи;

-      совершенствовать вычислительные навыки;

-      развивать умение ориентироваться в тексте математической задачи.

      Использование в зависимости от целей, задач и темы урока;

      на внеклассных занятиях.

Упражнения на внимание

-      Тренировать             непроизвольное

внимание, чтобы оно стало более концентрированное и устойчивое;

-      формировать произвольное внимание;

-      развивать   зрительный   и   слуховой

анализаторы;

-      развивать умение выделять из текста

задачи условие и вопрос, соотносить их      между      собой,      быстро адаптироваться к требованию задачи для         нахождения         ответа, ориентироваться в тексте задачи;

-      воспитывать усидчивость, силу воли.

     Организационный момент на уроке;

·         постановка учебной задачи;

     устный счёт;

     сообщение   темы   и цели урока учителем;

     подготовительная работа к восприятию нового материала;

     закрепление изученного на уроке;

     итог урока;

     внеклассные занятия;

      внеурочные занятия

Логические упражнения

-      Учить рассуждать,  делать выводы, сопоставлять,                сравнивать, анализировать,  находить частное и общее,      устанавливать      простые закономерности;

-      развивать теоретическое мышление и воображение;

способствовать         возникновению рефлексии у учащихся;

-      воспитывать              настойчивость, стремление завершить дело.

    Постановка учебной задачи;

     устный счёт;

   подготовительная работа к восприятию нового материала;

     работа по теме урока;

     закрепление;

      внеклассные занятия; внеурочные занятия

Упражнения для   развития памяти

        Развивать         словесно-логическую память;

формировать                возможность сознательно управлять своей памятью, результатами       её       проявления (запоминанием,     воспроизведением, припоминанием);

-      учить дифференцировать материал для запоминания.

·         На   любых   этапах работы,                в зависимости от темы и цели урока;

      внеклассные занятия; внеурочные занятия

 

 

 

Упражнения в стихах необычны для восприятия, а, как известно, всё необычное привлекает внимание. У детей возникает непроизвольное внимание. В дальнейшем лишь при упоминании о том, что сейчас будем решать задачу в стихах, учащиеся, заинтересовавшись, уже сами стараются сосредоточиться. И непроизвольное внимание становится произвольным.

Рифмы особенно нужны детям с плохой памятью, так как, забыв условие, можно догадаться по рифме. Знакомство с рифмами происходит на уроках чтения, а на уроке математики идёт закрепление, тем самым прослеживается связь между этими учебными предметами.

Слух и зрение направлены на восприятие упражнений и, кроме того, детям приходится вчитываться в стихи, вычленять существенные детали и необходимые данные для решения поставленной задачи в упражнении.

 

 

Условия этих упражнений позволяют ребёнку мысленно нарисовать сложившуюся ситуацию, что то есть даёт возможность активизировать воображение детей. Тем самым учащиеся смогут проанализировать и найти правильный путь решения.

Рифмованные упражнения не только стимулируют умственную деятельность, но и дают эмоциональный настрой на весь урок. Девизом работы может служить стихотворение.

Учащиеся включались и в творческую деятельность, результатом которой являются задачи в стихах собственного сочинения, инсценирование, практическая деятельность.

В течение двух лет обучения отслеживался уровень развития познавательных процессов и уровень обученности. В конце 2-го класса было проведено тестирование, в котором участвовали 4 класса: 2 «а» класс, обучающий по программе «Гармония»; 2 «б» традиционного обучения и два класса коррекционного обучения.

Цель тестов: выявление уровня понимания и анализа математических задач. Задачи теста: определить, ориентируются ли ученики в тексте задачи, умеют ли соотносить условие и вопрос, находить лишнее данное или подбирать недостающее, то есть готовы ли они приступить к решению задачи.

Представленные тесты включают в себя аналогичные задания, но в одном -задачи в стихотворной форме, в другом - обычного вида задачи.

Результаты тестов показали, что лучше справились с обоими тестами два класса: 2 «а», 2 «в» коррекционного обучения.

Использованные мною на практике в классе коррекционного обучения упражнения хорошо зарекомендовали себя: наблюдается рост качественных показателей подготовленности учащихся, развиваются все познавательные процессы, формируется учебно-познавательная мотивация, активизируется учебная деятельность школьников.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz