Гражданское образование в начальной школе(тезисы к межрегиональной научно - практической конференции "Становление и развитие  системы гражданского образования в школе")

Из опыта работы учителя начальных классов

Важениной Людмилы Викторовны

 

 

«Изумление человеком - вот что должно быть красной нитью всего школьного воспитания»

В.А. Сухомлинский.

 

В нашей стране строится правовое государство. Его становление и развитие зависят от воспитания и обучения молодого поколения. Положение о том, что образование - основа демократии, полностью отвечает рекомендациям Генеральной Ассамблеи ООН, призывающей использовать все воспитательные средства в учебном процессе школы для развития молодёжи в духе уважения к свободе и человеческому достоинству.

Вопрос о воспитании - это вопрос о средствах и методах, а также о ценностях общечеловеческой культуры. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний каждого её воспитанника, но и синтезом нравственных норм, определяющих поведение человека.

В концепции модернизации российского образования подчёркивается, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности».

Важнейшая задача воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности - как части общечеловеческой культуры, инициативы, самостоятельности.

В настоящее время в нашей стране гражданское образование находится на этапе становления. Для воспитания свободного гражданина требуется время и долгая кропотливая работа. Следуя требованиям времени, в школах вводятся уроки гражданского образования.

Таким образом, гражданское образование - это система знаний интегративного и обобщающего характера, акцентирующая внимание на формирование духовности человека, на выработке стратегии современного человека.

Это и межпредметная форма деятельности и форма организации школьной жизни.

Цель гражданского образования - всемерное содействие социализации личности, формирование её активной позиции в социалистических преобразованиях, происходящих в нашей стране.

Иными словами, уже с младшего возраста предполагается формирование гражданских качеств личности, обучение современным формам общения, подготовки к жизни в быстро меняющемся мире, развитие способностей осваивать новую информацию и принимать эффективные решения.

Гражданственность, высокая нравственность в поведении человека- это высшие социальные ценности, не имеющие себе равных.

Исходя из вышеизложенного, для себя я определила следующие ориентиры для составления тематического планирования:

 

         знакомство с символами нашего государства, правами и обязанностями, с традициями, культурой разных народов;

         расширение знаний о родном крае, о растительном и животном мире, воспитание любви к окружающему миру, уважение к старшим;

         знакомство с чрезвычайно богатой и многокрасочной картиной литературы, которую мы называем «Литературой Прикамья», по месту создания и бытования, по месту рождения или тех, кто её творил.

Гражданское образование я веду первый год. Проблема, с которой я столкнулась, это отсутствие каких бы то ни было методических рекомендаций, пособий. Тем не менее, введение в курс гражданского образования начала со знакомства с символами нашего государства: гербом, флагом, гимном, что традиционно является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Дети знают, что мы живём в России, на РУСИ.

Всего один слог- Русь, просторное и загадочное слово. Оно пришло к нам из древности и навек осталось с нами.

 

Русь - светлое место! Русь- страна света! Малая светоносная Русь, Родина. Родительница наша.

 

У России есть герб, отличительный знак, как у каждого города. Наш современный герб очень древний. Ему более 500 лет. Флаг иначе можно назвать знамя (слав.). Раньше на Руси флаг (голланд.) называли стягом. Цвета на флаге не случайны.

Белый - мир, чистота. Синий - небо, верность, правда. Красный- храбрость. Все три цвета используются в народных костюмах. Из белого, красного, синего полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета. Нашему флагу более 300 лет.

Чтобы эта информация не была скучной для детей младшего школьного возраста, использую загадки, кроссворды. Дети получают творческое задание на дом: нарисовать флаг, раскрасить народный костюм, рубашку. Далее вводится понятие гимна - торжественной песни или просто мелодии. Гимн звучит в дни торжеств, под его звуки награды вручаются спортсменам. Люди встают, мужчины снимают головные уборы. Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша Родина. Он моложе флага, герба. Однако, он имеет свою историю. Музыке гимна более 50 лет. Дети слушают гимн, им раздаются слова, гимн поётся уже детьми. С этого дня каждый последующий урок гражданского образования начинается с исполнения гимна.

Уроки гражданского образования стараюсь проводить в интересной игровой форме, где присутствуют герои сказок. Они создают проблему, которую пытаются решить дети, используя свои знания и небольшой жизненный опыт. На уроки «приходит» доктор Правознайкин, помогает разрешить нравственную или правовую проблему.

 

При изучении темы «Родина. Мир. Труд» дети нарисовали чудесные рисунки, собрали много пословиц, принесли фотографии о труде родителей. На уроке музыки заранее выучили песню « С чего начинается Родина», урок получился очень эмоциональным.

В классе первый год учатся дети из Казахстана. Они рассказывают о своих традициях, культуре, о .своем крае. Таким образом, класс у нас интернациональный, что в немалой степени способствует укреплению дружбы.

В рамках проведения года семьи провели родительское собрание- праздник «Хороша та семья, что от бед хранит меня». Подобные мероприятия служат прекрасным импульсом для взаимопонимания в семье.

2008r. посвящен 80-летию со дня рождения Льва Ивановича Кузьмина. Дети принимают самое живое участие в чтении его произведений, иллюстрируют его стихи, участвуют в викторинах.

Совершаем экскурсии по родному посёлку, знакомимся с названиями улиц, посещаем краеведческий музей. Неизгладимое впечатление всегда оставляют уроки, связанные с историей родного края, города. У детей появляется огромное желание выразить своё отношение к происходящему в рисунках. Это ещё раз свидетельствует о том, что дети осмысливают происходящее, находят ценностные ориентиры, прошедшие через разум и сердце.

Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, атмосфера доброго окружения, годы учёбы в школе во многом определяют душевный настрой ребёнка на будущее.

В Древней Руси Детей называли зёрнышками. В этом был глубокий смысл. Чтобы зёрнышко проросло, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ детей- зёрнышек должен быть сохранён всей сегодняшней политикой детства.

 

 

 

 

 

Литература:

«Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых» З.К.Шнекендорф « Младшим школьникам о правах человека» Краеведческие занятия в начальной школе. Методические рекомендации. Пермь. 1994г.

«Духовность-ключ к воспитанию человека будущего». (Из опыта работы преподавателей КПУ, 2004г. Авторы- составители: Г.Н. Морковина, Г.И.Баева) Маленький пермяк. 1997г.

Литература Прикамья.( Хрестоматия для н/шк.) Пермь, Книжный мир, 2000

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz