Литературный вечер «Встреча с поэзией С.А.Есенина»   

(8 класс)

 

 

Автор: Склюева Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 13

Направление: внеклассная работа.

Цель: Знакомство  с поэзией Сергея Есенина.

Задачи:

  • учить выразительно исполнять стихи;

  • воспитывать эмоционально-эстетические чувства через русскую поэзию;
  • воспитывать эмоционально-эстетические чувства через музыкальные произведения;
  • испытывать удовольствие от встречи с поэзией, стремиться запомнить и воспроизвести понравившиеся стихотворения;
  • развивать память;
  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать умение взаимодействовать в коллективе.

 

На данном мероприятии используются ИКТ. В ходе вечера используется слайд-шоу с фотографиями поэта и его семьи, с изображением пейзажей, родных мест поэта.

 

   

Используемые материалы:

 

сканированные фотографии из журналов;

 

сайт трио «Реликт»;

 

электронная библиотека;

 

DVD «Великие русские поэты»

 

Ход мероприятия:

 

 

/Перед началом встречи звучит музыкальная композиция на стихи С.А.Есенина «Письмо матери» в исполнении трио «Реликт»/.

Ведущий 1. В этом году 3 октября русскому поэту Сергею Есенину исполнилось  112 лет (показывает на плакат 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года). Первая дата рождения, вторая смерти поэта. 30 лет прожитых поэтом на этой земле. Это много или мало? В Закавказье в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать, и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.

Есенину было отпущено в 3 раза меньше. Поэт дал своему народу целый мир, который живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном – России.

Чит. Стих.

Гой, ты Русь, моя родная, хаты в ризах образа.
Не видать конца и края – только синь сосет глаза.
Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю! –
Я скажу: “Не надо рая, дайте родину мою”

Ведущий 2. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской, зажиточной семье. Детство поэта прошло у родителей. “Среди мальчишек я был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах” - вспоминал он о своем детстве.

Чит. Стих.

Худощавый и низкорослый, средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом приходил я к себе домой…
И теперь вот, когда простыла этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная дерзкая сила на стихи мои пролилась.
Золотая словесная груда, и над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль забияки и сорванца.

Ведущий 3.  Поэт вспоминает “Стихи я начал писать рано, лет с 9-ти, но сознательное творчество я отношу к 16-17 годам”

О Русь – малиновое поле и синь упавшая в реку, –
Люблю до радости до боли твою озерную тоску.

Ведущий 2.  Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением. “Россия …Какое хорошее слово… и “роса”, и “сила”, и “синее что-то”. Слово Русь была для него любимым словом.

Русь моя, деревянная Русь! Я один твой певец и глашатай,
Звериных стихов моих грусть я кормил резедой и мятой

“Спит ковыль”

Спит ковыль. Равнина дорогая, и свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь.
Свет луны таинственный и длинный, плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие поля.

Ведущий 1. Пейзаж Есенина – не мертвые, безлюдные картины, в него всегда “вкраплен человек”. Этот человек – сам поэт, влюбленный в родной край. Его край Вселенная – совсем близкая земля, обжитая, воспетая в народных песнях, согретая солнцем и домашним теплом. Это сказ старика и  

“дрёмная песня”, звуки и картины сливаются в одно целое. От фольклора в поэзии Есенина часто очеловечивание природы – жизни растений, птиц, животных.

Есенин обладал исключительной способностью улавливать таинственные разговоры птиц, зверей и растений, понимать разноязычие природы, красоту скромных, ничем не потревоженных крестьянских изб, затерявшихся среди лесов и полей.

 

Ведущий 3 

Больше всего любил Есенин русские песни. Он знал русскую песню и любил ее - грустную, задорную, старинную, современную. Есенин понимал песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему. Большой радостью бывало для него уговорить свою мать Татьяну Федоровну спеть песню. Может, потому вся поэзия С. Есенина так мелодична, музыкальна. Ее звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться...

Многие композиторы создавали музыкальные произведения на стихи Сергея Есенина.

/Звучит музыкальная композиция на стихи С.А.Есенина, муз.Г. Понамаренко  «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу» в исполнении трио «Реликт»/.

Ведущий 2. Одно из первых стихотворений Есенина, появившихся в печати, называлось “Пороша”. Для Есенина зимний день с порошей – явление необычайно красочное и в то же время обыденное. В обыденности, в деревенской повседневности тоже есть своя скромная прелесть. Пороша малюет, раскрашивает бор, одевает деревья в кружева. Нужно было обладать тонкой наблюдательностью, чтобы ничем особенно не примечательное явление превратить в пышную картину русской зимы.

“Пороша” 

 

Ведущий 1

Стихотворение “Пороша” начинается с описания зимней дороги.

Основной мотив: снова падает снег, скачет конь, бесконечная дорога убегает вдаль лентой. Но это не обычный ямщицкий романс. В нем отсутствует и ямщик и седок, их заменяет поэт, которому важнее всего погрузится в природу. Все исключительно просто, как будто списано с натуры. Достаточно было миновать деревенское поле, где расшумелись серые вороны, и перед взором поэта возникает лес, дорога, в зимнюю стужу “…словно белой косынкой подвязалася сосна”. Сосна возле лесной дороги похожа на старуху – согнулась и идет себе вдоль расхлябанной колеи, не торопится…

“Зима”  

Поет зима аукает”.

Ведущий 2   Сказочное изображение мира было для Есенина неотъемлемой чертой его поэтического мышления. Он преображал старинные поверья и создавал на основе живые развернутые картины.

Осень поэт сравнивает с “рыжей кобылой”, которая “чешет гриву”; месяц у него – серп; описывая это явление, как свет солнца, поэт пишет – “льется солнечное масло на зеленые холмы” и “Отелившееся небо, лижет красного телка”. А на земле реальные коровы стоят в хлеву.

В коровьем хлеву “покой и дрема”. Но и там своя жизнь, своя “немая музыка”. Коровы жуют ячменную солому, солома свисает с коровьих губ и “охает”: “…и нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров”.

  “Корова”.

Звуки “ячменной соломы” входят в оркестровку стиха, звуки грудные, протяжные. В этом “ох” (“охает”) – “кивливый” коровий язык, который понятен поэту.

Ведущий 1. Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина еще одной весьма заметной особенностью – любовью ко всему живому: зверям, птицам, домашним животным. В стихах Есенина они наделены почти человеческими чувствами. Они как бы родня человека. “И зверье как братьев наших меньших, никогда не бил по голове”, – писал Есенин. Появились снова новые стихотворения о животных: “Песнь собаке”, “Собаке Качалова”).

“Песнь собаке”.

Собаке Качалова”.

Ведущий 3 

 “Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь. Есенин - это вечное, как это озеро, это небо...”

Поэзия Есенина вечна, потому что писал он о Матери, Родине, Природе, Любви. Он-то понимал, что все пройдет, а Россия останется. Как никогда его не забудут за его стихи, за теплоту, любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.

Чтение стихов всеми желающими.

Просмотр документальных кадров «Открытие памятника поэту А.В.Кольцову» с участием Сергея Есенина и «Похороны поэта».

Награждение сертификатами участнитков.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz