Урок географии

 

Климат России
Урок обобщающего повторения в 8 классе.

 

Урок разработала и провела  Антонова Нина Александровна - учитель географии высшей категории МОУ СОШ №13 города Кунгура Пермского края 25 октября 2007 года для  15 учителей географии школ города и учителей своей школы.

 

Данному уроку предшествовали уроки изучения нового материала и закрепления знаний, умений и навыков. Урок обобщающего повторения проводился с целью:

- Закрепить знания об основных закономерностях климата, о его разнообразии на территории России, о роли и значении климата в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.        

- Углубить знания об особенностях климатических поясов, атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах.

- Продолжить работу с климатическими картами с целью выявления умений определять величину солнечной радиации, коэффициента увлажнения для различных территорий России.

- Систематизировать знания учащихся о неблагоприятных климатических явлениях, об экологических проблемах и мерах по поддержанию чистоты воздуха.

- Продолжить формирование у школьников чувства ответственности за будущее своей страны.

- Развивать эстетические чувства.

 

 

 

      На данном уроке ИКТ используется для проверки знаний и умений учащихся (кроссворд по терминам, итоги практической работы по составлению характеристики климата городов России, расположенных в разных поясах и климатических областях умеренного пояса),

-  для подачи краеведческого материала по климату Кунгурского района (лист опорных сигналов и презентация «Загрязнение воздушного пространства Кунгура», составленных автором лично),

- для снабжения наглядностью решение проблемных вопросов,

для отработки климатических особенностей поясов и областей, атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов через показ репродукций картин художников,

- для наглядного освещения дополнительного материала (полярные сияния, серебристые облака, радуга)

    Репродукции картин художников взяты из Интернета, другие слайды сканированы с иллюстраций; кроссворд, ЛОС, презентация «Загрязнение воздушного пространства Кунгура» являются авторскими.

 

 

Ход урока.

 

 п\п

Название этапа урока

Цель проведения этапа

Используемое оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма проверки

Критерии оценивания

Результативность

1.

Организация урока

Нацелить детей на конечный результат

Учебник, атлас, ручка, бланк оценочного листа

Сообщение темы и цели урока, формы проведения урока, правила заполнения оценочного листа

Подготовка необходимых учебных при-надлежностей, заполнение оценочного листа

Визуальная

 

 

2.

«Ромашка»

Проверить знание климатообразующих факторов

Зеленый лист бумаги с желтым кругом,

белые лепестки ромашки с названием климатообразующих факторов

На последний стол каждого ряда кладет зеленый лист, желтый круг, белые лепестки с названием климатообразующих факторов и других понятий, клей

Убрать лишние понятия, приклеить только лепестки с названием климатообразующих факторов, работают все уч-ся, продвигая лист вперед

Визуальная

Какой ряд справится быстрее и правильно.

Первым и правильно справились уч-ся 2-го ряда – получили «5». Все остальные уч-ся получили «4».

3.

Кроссворд

Проверить знание изученных понятий

Отпечатанные кроссворды на каждого ученика, такой же кроссворд на экране

Объясняет порядок выполнения задания, определяет время работы

Сидящие на 1 варианте ученики заполняют термины по горизонтали, остальные – по вертикали

Взаимопроверка с  экраном,  готовыми ответами, после выполнения работы учениками

Нет ошибок – «5»,

1,2 ошибки – «4», 3,4.ошибки-«3».

«5» - 3,

«4» - 14,

«3» - 3.

Качество – 85%

4.

 

 

Вопрос-ответ по карте России

Проверить умение работать с картой

Климатическая карта России

Задает вопросы

Отвечают, используя карту

Визуальная

За правильный ответ–«+» в оценочном листе

На 12 вопросов даны ответы

5.

Практическая работа

Проверить умение получать ин-

формацию

из разных

источников

Карточки на каждого ученика: -Тикси

-Мурманск

-Москва

-Омск

-Иркутск

-Хабаровск

Выдает карточки с заданиями по характеристике климата городов всех типов климата

Используя текстовые кар

ты учебника, атлас, дать характеристику

климата города по плану

(6 вариантов)

Взаимопроверка с  экраном,  готовыми ответами, после выполнения работы учениками

Нет ошибок – «5»,

1,2 ошибки – «4», 3,4.ошибки-«3».

«5» - 10,

«4» - 6,

«3» - 4.

Качество – 80%

6.

Конструирование

Проверить

умение определять на карте расположе-ние клима-тических поясов и областей с разными типами климата

Контурная карта России, заготовки из цветной бумаги климатических поясов и областей с разными  типами климата, карточки с заданиями

Раздает отдельным ученикам чистые контурные карты, трафареты климатических поясов и областей разных типов климата умеренного пояса, карточки с заданиями

На контурной карте собирают карту климатических поясов, выполняют задания

Визуально учителем

Все задания выполнены «5», есть замечания – «4», есть серьезная ошибка – «3».

Качество –

100%

7.

Климат Кунгурского района

Выявить особенности климата своего района

На экране ЛОС (лист опорных сигналов) по климату района

Просит назвать особенности района

Пользуясь ЛОСом, отвечают на вопрос

Оценивает учитель

За правильный ответ «+» в оценочный лист

Качество –

100%

8.

«Задумайся!»

Выяснить причинно –следственные связи

В дополнение к вопросам на экране соответствую-щая иллюстрация

Задает проблемные вопросы для устного ответа

Отвечают устно, раскрывая причины

Оценивает учитель

За правильный ответ «+» в оценочный лист

Качество – 100%

9.

Презентация

«Загрязнение воздушного пространства  Кунгура»

Проанализировать степень загрязнения воздуха города

На экране слайды авторской презентации

Показывает слайды  презентации, просит прокомментировать

Выясняют кто, чем загрязняет воздух. Возможные пути решения проблемё

Оценивает учитель

За правильный ответ 1«+» в оценочный лист

Качество – 100%

10.

«Живопись и климат»

Закрепить навык определять процессы в   атмосфере

На экране репродукции картин художников

Показывает на экране репродукции картин художников, отражающих характерные признаки климатических процессов

Определяют что изобразил художник: какой климатический пояс, какой атмосферный фронт, циклон или антициклон, какое явление в атмосфере

Оценивает учитель

За правильный ответ «+» в оценочный лист

Качество – 90%

11.

«Об этом мы

 не говорили, но…»

Дополнить географические знания о характерных  для России явлениях в атмосфере

На экране отсканирован-ные иллюстрации полярных сияний, серебристых облаков, радуги

Показывает слайды полярных сияний, серебристых облаков, радуги

3 ученика рассказывают о природе названных явлений (опережающее задание)

Оценивает учитель

Оценки «5» трем ученикам

Качество – 100%

12.

Рефлексия.

Подведение итогов. Оценивание.

 

Проверить настроение детей, гостей– учителей географии школ города и своей школы

 

 

На экране слайды природы нашей местности, звучит песня

«Облака – белогривые лошадки»

Объясняет как правильно провести рефлексию для детей «Радуга» и для учителей «Я поймал себя на мысли…»

Приклеивают цветные  пря-моугольники, соответствую-щие их настроению на уроке

 

Цветопись

для учеников,

для учителей – словесный отзыв «Я поймал себя на мысли…»

1 ученик выбрал красный цвет – «восторженное настроение», 19 учеников – оранжевый цвет – «радостное настроение». Учителя выразили только положительные отзывы

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz